Земля
Земля — это колыбель разума,
но нельзя вечно жить в колыбели
Константин Циолковский

Официально считается, что первый автомобиль был изобретен Карлом Бенцем в 1886 году в Германии, которая и по сей день остается лидером в этой отрасли. Однако русские конструкторы уже в те времена старались не отставать от мировых тенденций. В июле 1896 года российские конструкторы Яковлев и Фрезе представили изумленной публике двухместное авто, которое весило около 300 кг и могло развивать скорость до 20 км/ч.

Автомобиль Фрезе и Яковлева впервые был представлен на Нижегородской выставке 1896 года. Он мог двигаться 10 часов без перерыва, но только вперед — задней передачи не было.

С тех пор минуло больше века. В стране было выпущено больше 82 миллионов автомобилей, а их облик изменился до неузнаваемости. Во многом это заслуга инженеров, конструкторов и рабочих, которые трудятся на флагманских предприятиях российского автопрома, входящих в состав Госкорпорации Ростех.

Сегодня российская автомобильная промышленность энергично ведет перевооружение производства, внедряет инновации и все более активно выходит на международный рынок. Последняя задача отчасти облегчается тем, что названия многих марок российских автомобилей, таких как, к примеру, КАМАЗ, уже давно на слуху во всех уголках мира. Да и как может быть иначе? Ведь в 2015 году российские грузовики одержали очередную — уже тринадцатую по счету — победу в ралли-марафоне «Дакар». Невыносимая жара, разреженный воздух высокогорья, изобилующий острыми камнями грунт, плотная пыль — несмотря на все трудности, команда «КАМАЗ-мастер» опять стала первой, подтвердив превосходство российских автомобилей и их экипажей. В течение ряда лет команда «КАМАЗ-мастер» с уcпехом использует для участия в соревнованиях различные модификации хорошо зарекомендовавшего себя автомобиля КАМАЗ-4326.

В ходе многодневного изнурительного ралли российские спортсмены продемонстрировали не только мастерство и волю к победе, но и высочайшее спортивное благородство. На финальном этапе перевернулся грузовик китайской команды. Российская команда, не задумываясь о риске упустить близкую победу, помогла поставить китайский грузовик на колеса и продолжила гонку. Этот впечатляющий пример истинно спортивного поведения не остался незамеченным — команда «КАМАЗ-мастер», выигравшая ралли, была также награждена специальным дипломом Международного комитета Fair Play (CIFP) в номинации «Поступок в духе честной игры».

Первый грузовик был собран на заводе 16 февраля 1976 года. С тех пор здесь было изготовлено более 2,1 млн автомобилей и более 2,8 млн двигателей. Ежедневно с главного конвейера сходит более 200 грузовиков марки КАМАЗ. Каждый третий грузовик полной массой от 14 до 40 тонн, который эксплуатируется в России и странах СНГ, — это КАМАЗ. Продукция завода успешно экспортируется более чем в 40 стран мира. По итогам 2014 года КАМАЗ занял 15-е место в рейтинге мировых производителей тяжелых грузовых автомобилей массой более 16 тонн (по данным The Global Truck Industry).

История КАМАЗа — это история давнего и успешного партнерства предприятия с зарубежными автопроизводителями. 23 ноября 2005 года было открыто совместное предприятие (СП) немецкого концерна ZF Friedrichshafen AG и КАМАЗ — общество с ограниченной ответственностью «ЦФ КАМА». Это первое производство, созданное на КАМАЗе с участием иностранной фирмы и выпускающее продукцию под ее торговой маркой. И вот первый пример организации промышленного производства высокотехнологичной продукции мирового уровня в России: СП ежегодно выпускает 27 000 коробок передач, подписано соглашение по увеличению производственных мощностей СП до 40 тысяч коробок передач в год.

КАМАЗ сегодня — это единый производственный комплекс, который включает весь технологический цикл производства грузовых автомобилей, от разработки, изготовления и сборки до сбыта готовой продукции и сервисного сопровождения.
В общей сложности в состав этой технологической цепочки входит 12 крупных заводов автомобильной отрасли.
Модельный ряд — а это более 40 грузовиков — не ограничивается только гражданской техникой. Перед вами КАМАЗ-63968 «Тайфун» — универсальный бронированный автомобиль повышенной защищенности

В 2006 году КАМАЗ и американская компания Cummins Inc. приняли решение о создании совместного предприятия «КАММИНЗ КАМА». Производственные мощности СП «КАММИНЗ КАМА» располагаются в Набережных Челнах на территории КАМАЗа и занимают площади в 2 тыс. кв. м. Двигатели, выпускаемые совместным предприятием, отличает повышенный моторесурс при низком расходе топлива. При этом использование таких двигателей позволяет снизить уровень шума и уменьшить снаряженную массу автомобиля на 200 кг, а качество моторов, произведенных в Набережных Челнах, ни в чем не уступает американским.

В декабре 2007 года КАМАЗ подписало соглашение с компанией Knorr-Bremse Systeme für Nutzfahrzeuge GmbH о создании в Набережных Челнах совместного предприятия по выпуску тормозных механизмов «КНОРР БРЕМЗЕ КАМА» с равными долями сторон в уставном капитале.

Двигатели Cummins-КАМА обладают повышенным ресурсом и при этом расходуют меньше топлива, не теряя в качестве.
«КАМАЗ», Набережные Челны

10 марта 2008 года были подписаны уставные документы совместного предприятия по выпуску деталей цилиндропоршневой группы между Federal Mogul Corporation (США) и КАМАЗ с равными долями сторон в уставном капитале — «Федерал Могул Набережные Челны».

В декабре 2008 года немецкий концерн Daimler AG приобрел 10% уставного капитала КАМАЗ, что стало началом нового взаимовыгодного стратегического партнерства двух автопроизводителей. В феврале 2010 года Daimler AG увеличил свою долю в акционерном капитале КАМАЗ до 11%. Позже Daimler приобрел еще 4% акций российской компании.

Результатом стратегического партнерства с немецкой компанией и настоящим технологическим прорывом стало создание принципиально новой модели магистрального тягача КАМАЗ-5490, на разработку которой ушло несколько лет. Машина имеет необычную для отечественных грузовиков компоновку кабины, оснащена мощным и экономичным двигателем, а также рулевым механизмом, испытанным ранее на «дакаровских» машинах.

При создании грузовика на заводе прекрасно понимали, что сегодня на повестке дня стоят не только мощность и надежность автомобиля, но и комфорт водителя. Машина получила новую кабину, которая соответствует всем современным требованиям эргономики и комфорта. В ней предусмотрена возможность одновременного отдыха обоих водителей на стоянке — сразу за сиденьями расположена двухъярусная кровать. Кабина стала не только более стильной, но и обтекаемой, что позволило улучшить аэродинамические характеристики грузовика.

Еще несколько лет назад водители КАМАЗов вряд ли могли представить себе, что на отечественном грузовике будут сиденья на пневматической подвеске и круиз-контроль.

Как известно, идеальная шина — это оптимальное соотношение эксплуатационных характеристик, прочности, долговечности и надежности. Реализовать идею создания такой шины позволяют инновационные технологии, которые активно применяются на современных шинных заводах. Именно такое предприятие, входящее в состав Ростеха, расположено в Воронеже.

Находившийся на грани банкротства Воронежский шинный завод получил второе дыхание после того, как в 2012 году его приобрело совместное предприятие «Пирелли» и Ростеха. В результате удалось реструктурировать задолженность предприятия, сохранить конкурентоспособность производства и рабочие места, а также провести масштабную модернизацию и реконструкцию старых цехов и сооружений. Сегодня Воронежский завод — не только одно из самых современных шинных производств в России, но и крупный логистический центр, через который идут поставки на соседние рынки — в страны СНГ, ЕС, скандинавские государства.

Цех «Воронеж-2» — площадка полного производственного цикла: все технологические операции, необходимые для изготовления шин, осуществляются под одной крышей. Это самое современное шинное производство в России, способное выпускать до 2 миллионов шин в год.
ВШЗ, «Пирелли»

Воронежский завод выпускает зимние и летние шины для легковых автомобилей и внедорожников. Производство размещается под одной крышей, что значительно сокращает затраты времени и повышает эффективность работы.

Шины марки Pirelli хорошо известны на мировом рынке. Они традиционно ассоциируются у автовладельцев со скоростными и элитными автомобильными покрышками. А сама итальянская компания является одним из крупнейших мировых производителей шин, лидируя в сегменте премиум-класса. Являясь эксклюзивным поставщиком чемпионата мира по кольцевым автогонкам «Формула 1», компания применяет накопленный опыт и технологические инновации для создания шин для массовых автомобилей. Новые технологии широко внедряются на всех 19 заводах компании по всему миру, в том числе в Воронеже.

Процесс производства шины разделен на пять этапов. Первый из них — резиносмешение.
Для придания шине прочности, жесткости и каркасности в производстве используют специальные армирующие материалы, такие как кордные ткани на основе синтетических волокон, а также стальную проволоку и металлокорд.
Сборка — следующий этап производства. Здесь все составные части шины соединяются в единое целое. Практически все операции станок выполняет самостоятельно.

После вулканизации почти готовая шина на ленте транспортера едет на участок заключительных операций.

Здесь еще теплая после вулканизации покрышка попадает в опытные руки контролеров качества. Если в ходе визуального осмотра дефекты не обнаружены, шину отправляют на участок инструментального контроля.

Масса — один из ключевых параметров контроля. Если она будет выше нормы, увеличится расход топлива, если меньше — произойдет ускоренный износ шины. Чтобы этого избежать, на весы становится каждая шина.

Инструментальный контроль готовых шин осуществляется в том числе с помощью аппарата, имитирующего контакт шины с дорогой. После проверки бракованные шины утилизируют, а годные транспортируют на склад.
ВШЗ, «Пирелли»

Инструментальный контроль проходит в три стадии. На первой линия силовой неоднородности имитирует контакт шины с дорогой и проверяет балансировку шины, ее геометрию и конусность. На второй качество распределения слоев внутри шины проверяется рентгеном. Использование лазерного сканера шерографа позволяет выявить мельчайшие воздушные полости внутри шины — это третья стадия проверки.

Часть шин, которые успешно прошли контроль качества на заводе в Воронеже, ожидает долгая дорога в город Тольятти, раскинувшийся на берегах реки Волги. Здесь, на Волжском автомобильном заводе, который также входит в состав Госкорпорации Ростех, они будут установлены на последние модели легковых автомобилей, сходящие с конвейера этого автогиганта.

АвтоВАЗ — один из лидеров автомобильной промышленности России. Производственные мощности компании расположены в Тольятти и Ижевске.
Технические возможности АвтоВАЗа позволяют производить до одного миллиона автомобилей в год. На сегодняшний день доля группы АвтоВАЗ на российском рынке составляет около 20%. А на ближайшие годы отечественный автогигант ставит перед собой амбициозные задачи по увеличению доли экспорта своей продукции, повышению эффективности производства, качества автомобилей и стабильности поставок, а также планирует запустить в производство новые модели легковых автомобилей.

АВТОВАЗ сегодня — это крупнейший работодателель в Тольятти и Самарской области.
АВТОВАЗ входит в двадцатку крупнейших компаний РФ, а также является крупнейшей машиностроительной компанией страны.
C 2012 года АВТОВАЗ является мультибрендовым производителем и одной из крупнейших производственных площадок Альянса Renault-Nissan — стратегического партнерства между французской компанией Renault и японской компанией Nissan, на долю которых приходится каждый десятый автомобиль, продаваемый в мире.
Все автомобили собираются на той же линии, что и Lada. Это позволило в значительной мере улучшить показатели качества сборки отечественных моделей.

Сотрудничество АвтоВАЗа с ведущими автомобильными компаниями мира выгодно для всех участвующих сторон. Появляется возможность использовать единую платформу для всех выпускаемых марок автомобилей, применять единые стандарты производства и сходные параметры оценки качества выпускаемой продукции. При этом все участники используют единую техническую и инжиниринговую базу, а также общих поставщиков.

Панорамное видео. Удерживая кнопку мыши, перемещайте камеру, чтобы окунуться в работу сборочного цеха и понаблюдать за тем, как робот подготавливает лобовое стекло к установке на автомобиль.
«АВТОВАЗ», Тольятти

Сегодня перед АвтоВАЗом стоит непростая задача — внести разнообразие в гамму выпускаемых автомобилей, обрести свой уникальный стиль и придать новое лицо знаменитой отечественной автомарке. Первыми на этом пути стали две модели перспективных автомобилей LADA XRAY Concept 2 и LADA Vesta, презентация которых состоялась в августе 2014 года в рамках Московского международного автосалона. Сегодня LADA Vesta и LADA XRAY сходят с конвейера и на равных конкурируют с любым европейским автомобилем аналогичного класса.

LADA XRAY — просторный хэтчбек с высоким клиренсом (более 180 мм), прекрасно приспособленный к российским условиям. Помимо предпускового подогревателя двигателя, он снабжен такими системами комфорта, как лифт водительского сиденья по высоте и регулировка поясничной опоры, обогрев лобового стекла, руля, сидений и наружных зеркал.

Облик LADA XRAY разработан дизайнерами АвтоВАЗа под руководством Стива Маттина. Эта модель призвана положить начало целому семейству городских кросcоверов.

В основу машины положена платформа В0, которая является основной платформой Renault-Nissan для производства автомобилей B-класса. Эта платформа позволяет производить широкий ряд моделей — от небольших легковых автомобилей до коммерческих и внедорожников. Tак как сроки проектирования, разработки и доводки автомобилей были сокращены до предела, главную ставку сделали на использование технических решений, уже положительно зарекомендовавших себя при разработке других автомобилей Альянса. Такая тактика позволила АвтоВАЗу задействовать лучшие технические наработки Альянса и в результате обеспечить европейское качество по минимальной цене.

Седан LADA Vesta уже завоевал популярность на российском рынке за счет сочетания удачного дизайна, европейского качества и низкой стоимости эксплуатации.

LADA Vesta — автомобиль на новой российской платформе В/С, разработанной инженерами АвтоВАЗа в сотрудничестве со специалистами Альянса Renault-Nissan. C осени 2015 года LADA Vesta выпускается в Ижевске, где созданы производственные мощности для выпуска до 100 тысяч машин в год. Конструкция автомобиля проработана с учетом современных европейских требований к эргономике. Именно эта модель будет олицетворять новое лицо АвтоВАЗа, и именно с ней связаны надежды российского производителя по наращиванию экспорта в дальнее зарубежье. При этом LADA Vesta остается российским автомобилем — он хорошо адаптирован к нашим условиям и отличается сравнительно невысокой стоимостью эксплуатации.

Ассортимент выпускаемых на АвтоВАЗе машин отнюдь не ограничивается серийными автомобилями. В Тольятти работают также сборочные цеха дочернего предприятия АвтоВАЗа — компании LADA Sport, отвечающей за производство спортивных версий автомобилей LADA Granta и LADA Kalina для дорог общего пользования.

Помимо этого, компания LADA Sport самостоятельно разрабатывает и производит спортивные болиды на базе серийных седанов марки LADA. С 2009 года команда LADA Sport регулярно участвует в Чемпионате мира по шоссейно-кольцевым гонкам WTCC, где с успехом конкурирует с профессиональными заводскими командами крупнейших мировых автопроизводителей. В сезоне 2016 года команда выступает на «заряженной» версии модели LADA Vesta.

WTCC (World Touring Cars Championship) — Мировой чемпионат по турингу — одно из трех наиболее престижных мировых соревнований, которые с 2005 года проходят под эгидой FIA — Международной автомобильной федерации, наряду с «Формулой 1» и Мировым чемпионатом по ралли (WRC). В 2013 году ТВ-аудитория чемпионата составила 557 миллионов телезрителей в 188 странах. В гонках принимают участие команды шести мировых автомобильных брендов — BMW, Chevrolet, Citroen, Honda, LADA, Seat. За них выступают 25 пилотов из 14 стран мира.

В августе 2014 года в Аргентине британский гонщик Роб Хафф, выступавший под российским флагом на болиде LADA Granta WTCC, финишировал вторым и позволил команде LADA Sport впервые в истории занять подиум мирового чемпионата.

5 октября 2014 года на девятом этапе Чемпионата мира по турингу WTCC в Пекине Роб Хафф завоевал для российской команды LADA Sport первую в ее истории победу. Стартовав с поул-позиции, англичанин блестяще провел заезд, не дав ни малейшего шанса преследовавшим его соперникам. Так российский гимн впервые прозвучал на церемонии награждения WTCC.

А уже 16 ноября 2014 года в Макао тот же пилот российской команды на финальном этапе Чемпионата мира по турингу был на финише первым, показав самое быстрое время круга.

Коллектив «ЛАДА Спорт». Производство стартовало в 2013 году, к настоящему моменту с конвейера сошло уже более 7000 автомобилей.
«АВТОВАЗ», Тольятти

Сезон 2015 года стал дебютным для нового автомобиля LADA Vesta. В активе LADA Sport в сезоне 2015 года — два подиума и несколько финишей в топ-5, что можно считать удачным дебютом для абсолютно новой гоночной модели LADA Vesta.

В 2016-й год команда вступает с обновленным и более конкурентоспособным автомобилем LADA Vesta и обновленным составом пилотов, что позволяет надеяться на успешный сезон.

За все предыдущие годы ни одна отечественная команда не добивалась подобного успеха. Многие из тех, кто еще пять лет назад не верили в успех заводских автогонщиков и считали, что отечественные автомобили и мировой автоспорт — несовместимые вещи, сегодня вынуждены признать, что АвтоВАЗу по плечу не просто соревноваться, но и побеждать самых именитых соперников.

Забота об окружающей среде и безопасности — один из главных приоритетов Стратегии развития Ростеха до 2025 года. Госкорпорация ставит перед собой задачи выхода на международный рынок энерго- и ресурсосберегающего оборудования и производств и закрепления на нем.

Частью этого важного движения стали новые разработки КАМАЗа, который вместе с отечественным разработчиком программного обеспечения Cognitive Technologies в качестве пробного шага запустил проект по созданию беспилотного грузовика.

Опытный образец гибридного грузовика.
«КАМАЗ», Набережные Челны

В октябре 2015 года новый автомобиль прошел первый публичный тест-драйв в Набережных Челнах. Умная машина получала команды с пульта управления и самостоятельно выполнила змейки, развороты, останавливалась перед пешеходами и распознавала дорожные знаки. Максимальная скорость автомобиля — 60 км/ч. В серию беспилотник может пойти уже в 2022 году, а на дорогах общего пользования такие автомобили могут появиться в 2025–2027 годах.

К 2020 году КАМАЗ планирует выпустить городской грузовой электромобиль с гибридным двигателем. По сравнению с обычными машинами электромобили обладают такими неоспоримыми преимуществами, как экологичность, практически бесшумная работа, экономичность в обслуживании и более длительный срок эксплуатации.