Для тех, кто в море

Фото: Минобороны РФ

Предприятия Ростеха производят широкую номенклатуру изделий для ВМФ РФ: корабельные вертолеты и самолеты, комплексы вооружения, морские двигатели и многое другое. О самых интересных разработках читайте в нашем материале.
  

На полном ходу

Создание морских газотурбинных двигателей – сравнительно новая компетенция для отечественных двигателестроителей. С недавнего времени российские военные корабли оснащаются продукцией Объединенной двигателестроительной корпорации (ОДК) в структуре Ростеха. Первым кораблем с полностью «русским сердцем» стал фрегат «Адмирал Головко», спущенный на воду в 2020 году. 

m_qmyPwyZwQ.jpg
Фото: Объединенная судостроительная корпорация

Для производства корабельных двигателей было проведено перевооружение предприятий, специально построена мощная испытательная база, уникальная для России; создана инфраструктура для ремонта и послепродажного сервиса. Новые двигатели были разработаны всего за три года.

В продуктовую линейку ОДК сегодня входят газотурбинные двигатели морского исполнения мощностью от 4 до 20 МВт, корабельные газотурбинные и дизель–газотурбинные агрегаты, судовой газотурбоэлектрогенератор. Для создания морских двигателей применяются самые передовые технологии – цифровое проектирование, 3D-печать. Разрабатываются цифровые двойники силовых установок. Морские двигатели и агрегаты разработки и производства ОДК сейчас обеспечивают потребность флота для строящихся и перспективных кораблей и судов, а также уже находящихся в эксплуатации.

Защитный «Панцирь» радиусом 20 км

Зенитный ракетно-пушечный комплекс «Панцирь-С1», созданный Тульским КБ приборостроения и принятый на вооружение в 2012 году, считается мировым лидером среди комплексов ПВО в своем классе. Для обеспечения самообороны надводных кораблей в ближней зоне создана его морская версия − комплекс «Панцирь-МЕ».

Боевой модуль комплекса «Панцирь-МЕ» оснащен двумя высокотемпными 30-мм шестиствольными зенитными автоматами и восемью зенитными управляемыми ракетами, находящимися непосредственно на пусковых устройствах модуля. Кроме этого, в системе хранения и перезаряжания, размещенной непосредственно под боевым модулем, находятся еще 24 готовые к пуску ракеты. Поражать цели ракетами «Панцирь-МЕ» может на дальности до 20 км и высоте до 15 км, автоматами – на дальности до 4 км и высоте до 3 км. Комплекс обеспечивает одновременный обстрел до четырех целей.

j5menakvfk8l86fy9b780nkwlv1lbcyj.jpg
Фото: Антон Тушин

В комплексе применяется высокоинтеллектуальная многорежимная адаптивная радиолокационно-оптическая система управления. Боевую работу комплекса «Панцирь-МЕ» обеспечивает расчет из двух человек − командира и оператора боевого модуля, при этом комплекс обладает высоким уровнем автоматизации. Комбинация радиолокационной и оптической систем позволяет применять комплекс в сложных метеоусловиях, в том числе и в темное время суток. «Панцирь-МЕ» может устанавливаться на корабли самых разных классов водоизмещением от 500 тонн, в том числе и иностранного производства, что открывает для него широкие экспортные перспективы.

Морские «птицы»

Сегодня ни один крупный боевой корабль не обходится без палубного вертолета. Семейство Ка-27 – основные корабельные противолодочные вертолеты ВМФ России. На Кумертауском авиационном производственном предприятии (КумАПП) холдинга «Вертолеты России» прошла серийная модернизация этих машин. Обновленные Ка-27М уже несут службу в авиации ВМФ РФ.

uv8xwVvflOw.jpg
Фото: Минобороны РФ

Ка-27 способен обнаруживать как надводные цели, так и современные подлодки. Данные о них вертолет передает на корабельные и береговые пункты, но может атаковать и сам. Для этого Ка-27 оснащен радиолокационной прицельно-поисковой системой «Осьминог», а также может нести торпеды, глубинные и ориентирные бомбы. С палубы корабля Ка-27 способен взлететь при волнении моря до пяти баллов, когда высота волны доходит до двух метров.

Основными корабельными истребителями ВМФ РФ являются Су-33 и МиГ-29К. Су-33 базируются на тяжелом авианесущем крейсере ВМФ РФ «Адмирал Кузнецов». В составе авиагруппы «Адмирала Кузнецова» истребители применялись в операциях вооруженных сил РФ в Сирии.

МиГ-29К: долгожданный взлет
Фото: РСК «МиГ»

Наряду с Су-33 основу авианосной авиации ВМФ России составляют корабельные МиГ-29К и МиГ-29КУБ. Это полноценный многофункциональный истребитель поколения «4++», способный решать не только задачи ПВО, но и выполнять функции ударного самолета благодаря широкой номенклатуре управляемого вооружения класса «воздух–воздух», «воздух–поверхность», «воздух–корабль» и «воздух–РЛС».
  

Ты слышишь, море

Холдинг «Росэлектроника» на Международном военно-морском салоне этого года представил целый ряд автоматизированных систем, комплексов и средств связи как для судов, так и для береговых объектов. Для передачи и приема сообщений о бедствии между судами и в формате «судно–берег», координации поисково-спасательных операций, определения местоположения терпящего бедствие судна применяются радиопередающие и радиоприемные устройства ПВ/КВ-диапазонов частот, созданные НИИ «Нептун». 

1tu608m87kcejq3pec086ma7ghpybvyc.jpeg
Фото: «Росэлектроника»

В том же НИИ разработана отечественная приемная антенна DVB-T2 цифрового эфирного телевидения для установки на яхтах, судах и кораблях по заказу федеральных органов исполнительной власти и судовладельцев. Изделие выполнено в рамках импортозамещения и позволит исключить ранее применявшиеся зарубежные образцы.

«Росэлектроника» демонстрирует на МВМС-2023 гибридную ТВ-систему для кораблей
Фото: «Росэлектроника»

Еще одна интересная разработка НИИ «Нептун» − мультисервисная телевизионная система, обеспечивающая прием как эфирного (территориального), так и спутникового телевизионного вещания, а также применение специализированного программного обеспечения, пакетов прикладных офисных программ на базе операционной системы AstraLinux. С помощью телесистемы можно дополнительно организовать электронный документооборот, обучение экипажа,  сформировать видеонаблюдение на судне и многое другое.
  

Обед по-флотски

Правильная организация питания на флоте, особенно в условиях продолжительных выходов в море, крайне важна. В составе Ростеха есть Омский НИИ приборостроения, который уже многие годы поставляет для судов ВМФ камбузное оборудование. Корабельные кухни, или камбузы, должны соответствовать повышенным требованиям безопасности, ведь готовить еду при морской качке гораздо сложнее, чем на суше.

IMG-20210623-WA0019.jpg
Фото: ОНИИП

Омский НИИ приборостроения занимается организацией камбузов для ВМФ и гражданского флота под ключ. А начиналось все в 2013-14 годах с разработки оборудования для выпечки хлеба на судах и кораблях в рамках программы импортозамещения. Сегодня у предприятия есть полная линейка камбузного оборудования: печи, плиты, пароконвектоматы, многолитровые кипятильники, судовая мебель и многое другое. Так как предприятие давно работает в сфере «оборонки», к камбузным изделиям ОНИИП подходит по-военному основательно. На производстве используется толстая нержавеющая сталь, что повышает прочность и надежность продукции. Оборудование проходит проверку на вибрации, солевой туман и т.д., соответствует всем нормам безопасности на флоте и может применяться в широком диапазоне температур, включая климатические зоны тропиков и Крайнего Севера.