Герои асфальта

Герои асфальта

Фото: АО «Концерн «Калашников»

В этом году Всемирный день мотоциклиста отмечается в июне. У предприятий Ростеха есть своя большая мототрадиция. Первый отечественный мотоцикл Л-300 был разработан и вышел в серию на заводе «Красный Октябрь», преемником которого спустя годы стало АО «ОДК-Климов», где создают газотурбинные двигатели. А в Ижевске на заводе «Ижмаш» (сегодня концерн «Калашников») без малого 80 лет выпускались легендарные мотоциклы марки «Иж». Сегодня «Калашников» создает лимитированную коллекцию реплик советских мотоциклов, но уже с современным электроприводом.


Первый серийный

В середине 1920-х годов советское правительство решило развивать отечественное мотостроение, начав с модификации немецкой машины DKW 300 Luxus. Первый отечественный мотоцикл получил название Л-300 (Ленинградский, двигатель объемом 300 куб. см). Разработкой и выпуском модели занимались на ленинградском заводе «Красный Октябрь», преемником которого сегодня является «ОДК-Климов» в составе Ростеха.

Л-300 мог развивать скорость 80 км/ч при расходе топлива около четырех литров на 100 км. Мотоцикл производился с 1931 по 1939 годы, всего было изготовлено около 19 тысяч экземпляров. Он активно использовался в Красной армии для разведки и организации связи. Даже после окончания выпуска Л-300 был востребован благодаря своей надежности и легкости управления.

krasnyy_oktyabr_l-300_arkhiv_9.jpg
Л-300. Фото: Военно-технический музей

Л-300 также сыграл значительную роль в развитии мотоспорта в СССР, помогая гонщикам побеждать в соревнованиях, и участвовал в дальних пробегах на равных с иностранными моделями.

До нашего времени сохранилось совсем немного «октябрят», как часто называли Л-300. Один из них в качестве экспоната сегодня можно увидеть в музее «ОДК-Климов». Серийное освоение Л-300 дало мощный задел для развития мотостроения в нашей стране, а его наследниками стали народные ижевские модели.
 

Мотоциклы из Ижевска

Первые опытные мотоциклы были изготовлены на Ижевском заводе (сегодня концерн «Калашников») в 1929 году. Создавались они под руководством талантливого инженера и конструктора Петра Можарова, который позже в Ленинграде возглавил работы над Л-300. Причем сразу была разработана целая линейка из пяти разных мотоциклов. Эти машины успешно прошли своим ходом Всесоюзный испытательный автопробег – 3224 км из Ижевска в Харьков, а потом до Москвы. Но запустить первые «Ижи» в серию тогда не удалось.

Серийное производство в Ижевске было развернуто только в 1933 году на основе чертежей Л-300. Здесь мотоцикл получил название Иж-7, а доработанные версии – Иж-8 и Иж-9. После Великой Отечественной заводу по репарациям передаются трофейные чертежи и немецкое оборудование, благодаря чему был создан первый массовый мотоцикл Иж-350, выпущенный в количестве 120 тыс.

Но настоящую славу ижевским мастерам принес Иж-49, выпуск которого стартовал в 1951 году. Несмотря на солидный возраст, эту очень успешную модель и сегодня можно встретить в гаражах любителей ретро. В послевоенные годы именно мотоциклы составили основу конверсионного производства «Ижмаша».

IMG_6729.JPG

В эпоху покорения космоса в Ижевске создаются хиты отечественного мотопрома − «космические» семейства «Иж-Юпитер» и «Иж-Планета», выпускавшиеся до самых 2000-х годов. Стоит отметить и уникальную модель «Иж-Планета Спорт» 1973 года – самый быстрый мотоцикл на советских дорогах, успешно продававшийся и за границей.

За первые полвека, к 1979 году, в Ижевске было выпущено более 5 млн машин, и местное мотопроизводство стало самым крупным в стране. В 1991 году с конвейера «Ижмаша» сошел 10-миллионный мотоцикл. Однако в 1990-е годы, как и многие другие предприятия, «Ижмаш» вступил в кризисную полосу. Кроме того, все сложнее было конкурировать с хлынувшими в страну зарубежными моделями, и постепенно производство «Ижей» было свернуто.

«Калашников» открыл ретро-серию коллекционных мотоциклов

Электрический «Иж». Фото: АО «Концерн «Калашников»

Однако на этом ижевская мотоистория не закончилась. Весной этого года концерн «Калашников» объявил о выпуске лимитированной серии реплик советских мотоциклов «Иж». Первой стала электрическая версия легендарного Иж-49. Это одноместный байк в ретростиле для городских поездок. Максимальная скорость машины составляет 90 км/ч, запас хода – 80-100 км. Впереди – обновление и других ижевских моделей.