Кабина Су-57 оптимизирует общую производительность системы «человек – самолет»

Кабина Су-57 оптимизирует общую производительность системы «человек – самолет»

При создании кабины многофункционального истребителя пятого поколения Су-57, серийно выпускаемого Объединенной авиастроительной корпорацией, конструкторы обеспечили летчику наиболее оптимальные условия работы.

«Автоматизация, комплексирование информации и интеллектуальная поддержка являются определяющими требованиями к эргономике кабины современного истребителя», – рассказал начальник отдела кабин ОКБ Сухого компании «Сухой» Никита Дорофеев в интервью корпоративному журналу ОАК «Горизонты».

По его словам, на Су-57 достигнута максимальная автоматизация «рутинных» процессов пилотирования и боевого применения. Благодаря ей и удалось создать одноместный многофункциональный истребитель. «Теоретически летчик после выполнения взлета и до момента захода на посадку может вообще не заниматься пилотированием, а осуществлять поиск и атаку целей. Причем и этот процесс также в достаточной степени автоматизирован», – пояснил Никита Дорофеев.

Комплексирование информации от разных источников - как о тактической обстановке, так и о работе систем самолета - стало необходимым требованием в силу большого объема поступающих данных и жестких геометрических ограничений кабины одноместного истребителя. В то же время, с учетом требований закабинного обзора и обеспечения досягаемости органов управления, в кабине любого истребителя ограничена возможная площадь экранов индикаторов. Таким образом, всю информацию потребовалось комплексировать в зависимости от этапа полета и выполняемой задачи, что позволило предоставлять летчику только те данные, которые необходимы в данный момент.

Технология интеллектуальной поддержки обеспечивает летчику Су-57 помощь в решении задач с учетом текущей обстановки и прогноза ее развития.

«Наша задача – сделать так, чтобы летчик был ситуационно-осведомленным, чтобы он знал, что делает самолет. Нужен баланс: с одной стороны, высокий уровень автоматизации, позволяющий системе «человек – машина» успешно решать поставленные задачи, а с другой – летчик должен контролировать процесс, понимать, какой режим выполняется, как работают системы и что будет происходить дальше», – считает Никита Дорофеев.