«КАМАЗы» огненной профессии

«КАМАЗы» огненной профессии

Фото: НЕФАЗ

Сегодня КАМАЗ является одним из главных поставщиков шасси для производства отечественных пожарных автомобилей. На базе камских грузовиков созданы десятки моделей пожарной техники. Надежное и высокопроходимое шасси, адаптация к российским условиям, высокие технические характеристики автомобилей «КАМАЗ» позволяют использовать их на пожарах различных категорий.

КАМАЗ продолжает вносить свой вклад в борьбу с огненной стихией – совсем скоро на помощь пожарным придет модель на шасси грузовика семейства К5. Ну, а главной новинкой года должен стать уникальный мобильный комплекс управления тушением лесных пожаров на базе автомобиля «КАМАЗ». Подробнее – в нашем материале.

Автоцистерна с системой HIROMAX: тушение «водным туманом»

Автоцистерна, или «бочка» на сленге пожарных – основа автопарка огнеборцев. Это та самая красная машина, классический вариант пожарного автомобиля, что спешит доставить воду к месту пожара. Согласно общепринятой системе обозначений, все автоцистерны называются АЦ, что в расшифровке не нуждается. Если раньше на всю страну приходилось всего несколько моделей автоцистерн, то сейчас в России существуют десятки видов этих автомобилей. На Нефтекамском автозаводе (НЕФАЗ) серийно выпускаются пожарные автоцистерны АЦ-3,0-40. Автомобиль изготовлен на шасси КАМАЗ-43502 с колесной формулой 4×4 повышенной проходимости.

48c16e599e8a68852fa661abb66b833a.JPG
Фото: КАМАЗ

Главным отличием этой пожарной машины является система HIROMAX, основанная на технологии тушения тонкораспыленной водой. По сравнению с традиционными способами борьбы с огнем, данный метод считается в пять раз эффективнее. В эпицентр огня подается водный туман – смесь микрокапель воды и воздуха. Капли воды настолько малы (0,1– 0,2 мм), что они мгновенно испаряются, даже не успевая пролиться на землю и забирая с собой большое количество тепла. При этом расход воды очень экономичен – порядка 1,6 литра в секунду. Поэтому применение данной технологии особенно актуально в местах с труднодоступным водоснабжением.

Автоцистерна АЦ-3,0-40 не ограничивается использованием системы HIROMAX. Как и классические пожарные машины, она справляется и с другими задачами – доставляет пожарных и огнетушащие средства, подает в зону горения воздушно-механическую пену. Эта машина успешно применяется как самостоятельная боевая единица при тушении пожаров в населенных пунктах и лесных зонах.

Пожарная машина нового поколения: на базе семейства К5

Недавно в России появилась первая пожарная автоцистерна на базе «КАМАЗа» нового поколения К5 – основой послужило шасси КАМАЗ-63934. Создателем перспективной модели стала компания «Приоритет» – один из крупнейших российских производителей пожарной техники, который сотрудничает с КАМАЗом с 2016 года.

Новый пожарный грузовик вмещает до шести человек и оснащен всем необходимым пожарно-техническим оборудованием для тушения водой и пеной – поместится до 4 тонн воды и 240 литров пены.

ce8a6fd90c56b954454672a9a51bdaa942866a1e.jpg
Пожарная автоцистерна на базе КАМАЗа нового поколения К5. Фото: компания «Приоритет»

Преимущества новинки по сравнению с предшественником КАМАЗ-43253 – более комфортная и эргономичная цельнометаллическая кабина, быстросъемный пожарный ствол с дистанционным управлением, а также более вместительная цистерна – 4000 литров вместо 3000 литров. При этом новый грузовик длиннее на 50 сантиметров, на 30 сантиметров выше.

Пожарный аэродромный автомобиль: устроит водный салют

Пожарный аэродромный автомобиль, как и следует из названия, предназначен для пожарно-спасательной службы на аэродромах. Такие машины борются с пожарами при эвакуации пассажиров и членов экипажа из самолетов, потерпевших аварию. Иногда они используются для покрытия взлетно-посадочной полосы слоем пены, что необходимо для облегчения посадки самолетов, терпящих бедствие.

Помимо таких ответственных и серьезных задач, у этих автомобилей есть еще одна, не менее важная миссия – водный салют. Это торжественная церемония, когда самолет движется под аркой из струй воды, выбрасываемых пожарными машинами. Обычно водными салютами отмечают первый или последний рейс воздушного судна.

КАМАЗ-43118.jpg
Аэродромная пожарная машина на базе КАМАЗ-43118. Фото: Уральский завод спецтехники

Все же основным назначением аэродромных пожарных автомобилей является спасение людей в случае авиационной катастрофы. В такой ситуации возникшие разливы топлива могут быстро привести к пожару – счет идет на минуты. Согласно исследованиям, в среднем на спасение пассажиров в этом случае есть примерно три-четыре минуты.

Необходимость оперативно доставить к месту летного происшествия средства тушения требует от пожарных аэродромных автомобилей тяжелых высокоскоростных шасси. Среди других отличительных черт этих машин – высокая проходимость и возможность вместить большие объемы огнетушащих веществ. Всем этим требованиям соответствуют аэродромные пожарные автомобили АА-8,0-70 на базе КАМАЗ-43118 и АА-12/60 на шасси КАМАЗ-63501. Эти модели отвечают как российским, так и международным требованиям ICAO к аэродромным пожарным автомобилям.


Пожарный пеноподъемник: свысока выстрелит – дальше полетит

Еще одна пожарная машина, с лаконичным обозначением ППП – пожарный пеноподъемник, который используется в основном для тушения резервуаров с нефтепродуктами. В принципе ППП похож на обычный подъемник, но с одной особенностью – может подавать на высоту воздушно-механическую пену, то есть предоставляет возможность пожаротушения с высоты. Это выгодно с точки зрения обеспечения определенного запаса по расстоянию. Как говорится, свысока выстрелит – дальше полетит. Современные пеноподъемники могут подавать пену на значительную высоту и в большом количестве (до ста литров в секунду). Наиболее широко в качестве шасси автомобильных пеноподъемников применяются автомобили таких марок, как «КАМАЗ».

ppp2.jpg
Пожарный пеноподъемник ППП-32 на базе КАМАЗ-65225. Фото: Челябинский механический завод

Пожарный пеноподъемник ППП-32 на базе КАМАЗ-65225 оснащен пенобаком на 5000 литров. Имеется автоматическая установка дозирования пены отечественного производства, с возможностью подавать пену разной кратности на лафетный ствол. Управление подъемным механизмом и лафетным стволом осуществляется с места оператора, расположенного на поворотной платформе. Имеются беспроводные пульты управления.


Передвижной комплекс управления тушением лесных пожаров: все под контролем в любой местности

Мобильный комплекс для управления тушением лесных пожаров – это новая разработка на шасси «КАМАЗ» повышенной проходимости. Проект реализован красноярским НПП «Радиосвязь» (входит в «Росэлектронику» Госкорпорации Ростех) совместно с СибГУ им. М.Ф. Решетнева и Сибирским федеральным университетом.

Новинка незаменима в труднодоступной местности – даже в такой ситуации пожарные будут обеспечены устойчивой связью, а территорию возгорания – видеть как на ладони. Для этого в состав комплекса входит беспилотник, рации для личного состава, базовая станция с дальностью действия 30 км, 15-метровая передающая антенна и станция спутниковой связи. В планах разработчиков также снабдить пожарных специальными браслетами-трекерами для биометрического контроля их состояния.

np6eqrdwgax7w3878eoec20fak7tx2xi.jpg
Мобильный комплекс для управления тушением лесных пожаров. Фото: СибГУ им. М.Ф. Решетнева

Беспилотник позволяет быстро находить очаги возгорания и передавать информацию на диспетчерский пульт, который находится в кабине комплекса. Далее эти координаты отправляются на терминалы пожарных команд, которые оперативно выдвигаются к месту тушения. Диспетчер видит изображение с беспилотника, поэтому может в реальном времени мониторить перемещение личного состава и координировать тушение пожара. Наличие спутниковой связи позволяет быть постоянно в контакте с удаленным центром управления и при необходимости вызвать на помощь дополнительные бригады.

Еще одна из особенностей – отечественное оборудование, здесь фактически нет иностранных комплектующих. Работа комплекса не зависит ни от каких международных событий, отмечают разработчики. На сегодняшний день создан экспериментальный образец комплекса, но уже в этом году планируется завершение его тестирования и запуск в эксплуатацию.