Лед тронулся: Ростех для Северного морского пути

Лед тронулся: Ростех для Северного морского пути

Фото: Курганмашзавод

Северный морской путь – кратчайшая морская магистраль из Европы в Азию, которая сегодня в связи с таянием полярных льдов становится доступной не только ледоколам, но и обычным судам. Развитие Севморпути является для России стратегическим приоритетом и особенно важно в условиях санкций и перемен в мировой логистике. Согласно государственным планам, грузопоток по СМП должен вырасти с 34 млн в 2022 году до 220 млн тонн к 2035 году. Такие масштабные планы требуют обновления и расширения всей сопутствующей инфраструктуры. 

Предприятия Ростеха многие годы производят гражданскую технику, которая успешно применяется в Арктике. Это самолеты, вертолеты и вездеходы, оборудование связи, энергетические установки и многое другое. О разработках Корпорации, которые помогут совершить прорыв на Северном морском пути, − в нашем материале. 

В поисках дороги среди льдов

Поиск кратчайшего пути из одной точки в другую всегда был одним из стимулов для путешественников-первооткрывателей. Сокращение времени в дороге сулило выигрыш и в торговле – можно быстрее «обернуть» товар в деньги. О таком коротком пути из Европы на Восток по морям Северного Ледовитого океана торговцы и ученые западного мира грезили уже начиная с XV века.

Исследование арктического побережья Сибири задержалось и случилось позже эпохи Великих географических открытий, в XVIII-XIX веках – все-таки во льдах, в суровом климате плавать гораздо тяжелее, опаснее, и нужна была особая техника и новые знания. Впервые весь маршрут, названный позже Северным морским путем, был пройден в 1878-80 годах, и сделали это шведы. Правда, плыли они с перерывами, в завершении попав в десятимесячную ледовую западню, что подтвердило высокую сложность маршрута для коммерческих перевозок. Интересно, что именно в ходе изучения Севморпути были сделаны последние на Земле крупные географические открытия.

scale_2400.jpeg
Экипаж парохода «Александр Сибиряков» на маршруте по Северному морскому пути, сентябрь 1932 года

Официальным «запуском» Северного морского пути можно считать экспедицию Отто Шмидта 1932 года, когда весь маршрут удалось пройти за одну навигацию, то есть пока вода не была скована льдами. За два месяца не без трудностей ледокольный пароход «Александр Сибиряков» прошел путь из Архангельска в Берингов пролив, доказав реальность такого путешествия.

В годы Великой Отечественной войны Севморпуть стал жизненно важной транспортной артерией, по которой доставлялись грузы и проходили военные корабли. Появление атомных ледоколов в 1960-х дало мощный стимул к развитию Арктики, и с этого времени открывается круглогодичная навигация. Огромные ледоколы смогли проводить через северные воды целые караваны судов всего за 18 дней.

Арктика – российский приоритет

В освоении Арктики Россия по праву занимает лидирующие позиции. И это очевидно: арктическая береговая линия Российской Федерации составляет около 20 тысяч километров, половину экватора. Арктическая зона обеспечивает около четверти экспорта России, здесь создан мощный индустриальный слой, а масштабы хозяйственной деятельности и производства значительно превосходят показатели других полярных стран. И Северный морской путь здесь играет ключевую роль. Он не только обеспечивает доступ к богатейшим природным ресурсам, но и связывает речные артерии практически всей страны, является путем доставки товаров первой необходимости в северные регионы.

«Ключом к развитию русской Арктики, регионов Дальнего Востока станет Северный морской путь. Наша задача − сделать его по-настоящему глобальной, конкурентной транспортной артерией»

Президент России Владимир Путин

В 2022 году, к 90-летию открытия Севморпути, был принят план его развития до 2035 года. Он предусматривает строительство новых терминалов, гидротехнических сооружений, ледоколов и других судов, развитие морских портов и многое другое. Конечно, такие масштабные обновления требуют развития инфраструктуры.

c174e02547b7ebd5b928e147ff038510.JPG

Несмотря на то, что Крайний Север уже давно освоен, условия работы там не перестают быть экстремальными. И вся техника, что используется на Севере, и особенно в море, должна соответствовать повышенным требованиям. Именно такое оборудование и такой транспорт уже многие годы разрабатывают и производят предприятия Ростеха, адаптируя его к суровым северным реалиям.

Техника для полярных широт

Одним из самых практичных транспортных средств в Арктике является вертолет. Для него нет ни водных, ни ледовых, ни лесных преград. Вертолеты применяются на «северах» с 1950-х годов, они базируются на ледоколах, доставляют людей и грузы, помогают в спасении потерпевших и ледовой разведке. Так, в 1978 году вертолет Ка-32 впервые в истории в условиях полярной ночи провел атомный ледокол «Сибирь» с караваном судов по части Севморпути.

22e89c94c645af4278da03adac85b3b6 (2).jpg

В 2020 году холдинг «Вертолеты России» Госкорпорации Ростех выпустил первый гражданский арктический вертолет Ми-8АМТШ-ВА. Одна из главных особенностей машины – уникальная система подогрева агрегатов трансмиссии, позволяющая оперативно запустить двигатель при температурах до минус 60 градусов. Доработан для применения в Арктике и Ми-38, получивший новую противообледенительную систему. А новейший беспилотник БАС-200, который может использоваться для доставки грузов, недавно прошел испытания за Полярным кругом.

Холдинг «Росэлектроника» совместно с «Росатомом» занимается вопросами цифровизации Севморпути. В частности, разработан комплексный проект по созданию единого информационного пространства всего транспортного коридора, которое объединит ситуационные центры, суда, гидрометеорологические посты и грузовые порты.

bouu92t0bkr0k54x98y5bt8j1nt7nz9z.jpeg
«Аэромобильный лоцман»

В 2022 году «Росэлектроника» представила киберфизическую платформу «Аэромобильный лоцман», которая включает в себя программно-аппаратный комплекс и отечественную беспилотную технику. С помощью такой платформы можно проводить автоматическое обследование акватории Севморпути и прибрежных объектов, собирать гидрографическую и гидрометеорологическую информацию.

Есть в Ростехе и наземная техника, готовая поддержать развитие Арктики. Например, вездеход ТМ-140 производства Курганмашзавода недавно был успешно испытан на учениях МЧС РФ «Безопасная Арктика – 2023», пройдя 1,6 тыс. км по северным территориям страны. А машиностроительная компания «Витязь» в составе концерна «Уралвагонзавод» уже многие годы выпускает уникальные плавающие двухзвенные вездеходы разной грузоподъемности, самый мощный из которых – ДТ-30ПМ на 30 тонн. Их гусеницам покоряются самые сложные бездорожья Крайнего Севера и Арктики. Такие машины могут обеспечивать работу наземных служб Севморпути, подвоз людей и грузов, инспекцию нефте- и газопроводов, спасение потерпевших и многое другое.