«ОДК-Пермские моторы»: 90 лет в движении

«ОДК-Пермские моторы»: 90 лет в движении

Фото: Объединенная двигателестроительная корпорация

Одному из ведущих предприятий двигателестроительной отрасли России исполняется 90 лет. В далеком 1934 году на только что построенном Пермском моторном заводе начался выпуск авиационных двигателей.

Сегодня серийный завод «ОДК-Пермские моторы» входит в научно-производственный комплекс «Пермские моторы» Объединенной двигателестроительной корпорации Ростеха. Комплекс специализируется на разработке, серийном изготовлении и обслуживании двигателей для гражданской и военной авиации, газотурбинных установок и электростанций на базе авиационных технологий. Здесь производят авиадвигатели семейств Д-30, ПС-90А и ПД-14.

История предприятия начинается в 1934 году, когда 1 июня на Пермском моторном заводе началось освоение серийного изготовления авиамотора М-25, производимого по американской лицензии. В истории пермского авиадвигателестроения можно выделить два основных периода: поршневой и реактивный. В 1930-1950-е годы разрабатывались поршневые моторы под руководством конструктора Аркадия Швецова. Этими двигателями оснащали истребители и бомбардировщики Великой Отечественной войны И-15, И-16, Ла-5, Ла-7, Су-2, Ту-2. За годы войны пермские моторостроители дали фронту более 31 тысячи моторов. В послевоенные годы моторы марки «АШ» поднимали в небо пассажирские Ли-2, Ан-2, Ил-14 и вертолеты Як-24 и Ми-4. 

03-2.jpg
В кабинете Швецова. Соловьев – первый справа. 1940-е годы

С 1950-х годов начинается эпоха турбореактивных силовых установок Павла Соловьева. Этот выдающийся конструктор, проработавший всю жизнь в ОКБ-19 (ныне «ОДК-Авиадвигатель»), стал основоположником газотурбинного двигателестроения в СССР и создал пермскую конструкторскую школу. В 1960 году под руководством Соловьева был разработан первый в стране двухконтурный турбореактивный двигатель Д-20П для самолета Ту-124. В дальнейшем в Перми были созданы двигатели Д-30КУ для Ил-62М, Д-30КП для Ил-76, Д-30КУ-154 для Ту-154М. К 1980-м годам более 60% всех гражданских авиаперевозок осуществлялись на самолетах с пермскими двигателями.

Двигатель четвертого поколения ПС-90А, последняя работа Павла Соловьева, стал главным достижением отечественного моторостроения 1990-х годов. ПС-90А и его модификации используются на самолетах Ил-96-300/400, Ил-76МД/ТД-90, Ту-204/214. Именно ПС-90А позволил российской авиации на рубеже XX-XXI веков успешно конкурировать на мировом рынке.

photo_2024-05-31 13.38.54.jpeg

Также в 1990-е годы пермские двигателестроители разработали и внедрили в серийное производство газотурбинные установки для энергетики и транспорта газа. Оборудование пермского производства участвует в таких значимых проектах, как «Сила Сибири» и «Ямал». В настоящее время 1270 пермских промышленных газовых турбин работают на объектах «Газпрома», «ЛУКОЙЛа» и других предприятий ТЭК России.

Сейчас конструкторское бюро «ОДК-Авиадвигатель» и завод «ОДК-Пермские моторы» входят в комплекс «Пермские моторы», являющийся частью Объединенной двигателестроительной корпорации Ростеха. Пермь стала родиной одного из самых значимых проектов российского двигателестроения последних лет − двигателя ПД-14 для среднемагистрального пассажирского самолета МС-21-310.

photo_2024-05-31 13.40.40.jpeg

Сегодня пермские конструкторы впервые в истории отечественного авиадвигателестроения разрабатывают семейство двигателей большой тяги ПД-35. С их появлением Россия вновь выйдет на рынок пассажирской и транспортной широкофюзеляжной дальнемагистральной авиации.