Профессии Ростеха: земледел на литейном производстве

Профессии Ростеха: земледел на литейном производстве

Фото: Курганмашзавод

Ростех сегодня объединяет более 800 научных и производственных организаций самых разных направлений. На предприятиях Корпорации работают без малого 600 тыс. сотрудников, среди которых есть представители интересных, а порой и просто уникальных профессий. Мы уже рассказывали об испытателях оружияпромышленных дизайнерах, маркшейдерах, криптографах и десятках других специальностей.

Наш сегодняшний герой – земледел. На производстве этот специалист отвечает за приготовление формовочной смеси, из которой делаются формы для отливок изделий из металлов. О своей работе рассказывает Дмитрий Мехнин – старший бригадир землеприготовительного участка сталечугунолитейного цеха Курганмашзавода в составе холдинга «Высокоточные комплексы» Ростеха. Он следит за исправностью всего оборудования, работой подчиненных, качеством получаемых смесей.

 

− Дмитрий, почему вы выбрали эту специальность? Какое образование нужно, чтобы работать земледелом?

− У нас на участке семейный подряд. Я, жена, старший сын. Средний и дочь тоже сюда собираются после учебы. В 1995 году жена позвала устраиваться на завод, я тогда устал работать на частников. И на севере успел побывать вахтой, и на других производствах. Искал стабильности. Нашел на Курганмашзаводе. На хорошую зарплату люди в очередь становились, попасть было непросто. 

Начинал земледелом, поработал на каждом участке, научился разбираться в тонкостях дела. Позже бригадиром поставили, опыт руководства у меня был. Затем старшим бригадиром. 

Образование у меня среднее специальное, с профессией не связанное. Тут бы металлургическое пригодилось, чтобы понимать суть процессов. Людям с образованием карьеру сделать легче: на другой участок перейти или на повышение. 

− Какие знания и опыт нужны земледелу? Какие навыки и умения самые важные?

− Работа понятная, специально учиться не нужно. Знания работник все получит на месте. А вот трудолюбие и человечность – обязательно приносить с собой. Нужна физическая сила и выносливость. Еще внутреннее спокойствие на случай стресса. Сегодня спокойный день – завтра бегаешь «в мыле», потому что произошел завал или залив. 

− С каким оборудованием работает земледел? Как проходит ваша работа?

− Все начинается с бегунов, где замешивается смесь: земля, жидкое стекло и эмульсия. Оттуда по конвейеру она отправляется в бункеры для формовки, после нее земля проходит через магниты и сито, фильтруется, возвращается обратно очищенной, чтобы из нее снова сделать новую смесь. Помимо этого, есть еще баки для приготовления эмульсии и дробилки, мельницы, печь для изготовления жидкого стекла. 

Жизненный цикл у формовочной смеси замкнутый и практически безотходный. Самое важное в нашей работе – облегчить работу формовщиков. Будет хорошая смесь – будут хорошие формы, а значит, и хорошие отливки с минимальным количеством дефектов. 

Работа не из простых: самые ответственные операции приходится делать вручную. В условиях массового производства только часть смесей проходит анализ в лаборатории, чаще все проверяется руками. Важно, чтобы ничего не осыпалось и не крошилось, не мазалось и не прилипало к ладоням. Опытный земледел определяет влажность смеси, едва потрогав ее. 

− Чем вы гордитесь как профессионал?

− Главное, чему меня научила эта работа, − не паниковать. В один из моих самых первых рабочих дней произошла авария на моем посту, лопнула бочка с эмульсией. Я тогда еще не знал, что делать. Испугался, бегал, у всех спрашивал. Прошли годы. Теперь, когда что-то происходит, все уже идут ко мне. Это очень важно, чтобы был на производстве человек, способный и уполномоченный быстро справиться с возникшими трудностями. 

Рад, что получается находить общий язык с людьми. В подчинении 24 женщины и три мужчины, к каждому нужен свой подход. Недавно мне оказали доверие, поставили мастером следить за несколькими участками во время ремонта. Честно проконтролировал, чтобы все работы были выполнены в срок. Важно, чтобы люди пришли работать в полностью подготовленное помещение. 

− Какие ваши дальнейшие планы?

− Работать до пенсии. Может, на мастера пойду. Сначала хочу поставить на ноги детей, пусть научатся трудиться. Потом сами решат, куда пойти работать. 

− Как вы думаете, какие перспективы у вашей профессии?

− Эта профессия крайне важна. Без форм нет отливок. Работа на моем участке организована с умом, без лишних потерь времени и сил. Кувалдами вручную глину и стекло не дробят, как в былые времена. Процессы автоматизированы, техника работает практически непрерывно, со временем изнашивается. Так что остается только обновлять оборудование своевременно и следить за его работоспособностью.