Профессии Ростеха: испытатель изделий остекления

Профессии Ростеха: испытатель изделий остекления

Фото: ОНПП «Технология»

Ростех сегодня объединяет более 800 научных и производственных организаций самых разных направлений. На предприятиях Корпорации работает без малого 600 тыс. сотрудников, среди которых есть представители интересных, а порой и просто уникальных профессий. Герой сегодняшнего выпуска − испытатель изделий остекления. 

О тонкостях профессии и своем пути к ней рассказывает Сергей Галелюк, инженер группы измерений оптических характеристик испытательной станции ОНПП «Технология» им. А.Г. Ромашина (головной организации холдинга в отрасли химической промышленности Госкорпорации Ростех).


− Сергей Богданович, расскажите, пожалуйста, как попасть в вашу профессию? Какое образование для этого нужно? Сколько лет учиться? 

− Однозначного ответа на этот вопрос нет, могу рассказать только про себя. По окончании средней школы в 1988 году по совету отца я поступил в Московский авиационный технологический институт им. К.Э. Циолковского на специальность «Самолето- и вертолетостроение». По окончании обучения в 1993 году был рекомендован к поступлению в аспирантуру в этом же учебном заведении, где и защитил успешно диссертацию на соискание ученой степени кандидата технических наук в 1997 году. В этом же году был назначен деканом авиамеханического факультета МАТИ – Российского государственного технического университета им. К.Э. Циолковского (так стал называться мой институт). 

604931.jpg

Не могу сказать, что научная и учебно-педагогическая работа в университете в полной мере соответствовала моим представлениям о дальнейшей работе. Очень хотелось все-таки проявить себя в практической деятельности на производстве по полученной специальности или близкой к ней. 

В 2008 году от руководства опытного завода ФГУП «ОНПП «Технология» мне поступило предложение возглавить коллектив испытательной станции данного предприятия. Конечно, я знал, что основное направление данного подразделения – это испытания продукции авиационного остекления военной техники, или, как здесь принято говорить, изделий конструкционной оптики, но практического опыта по данной работе я не имел. Пришлось всерьез изучать необходимую нормативную базу и техническое обеспечение процесса испытаний (испытательное оборудование и средства измерения), тем более что испытывать пришлось и большое количество изделий остекления наземного транспорта (железнодорожные локомотивы, вагоны метро, морские и речные суда). 

Работа оказалась очень интересной и захватывающей, особенно когда ты видишь в повседневной жизни реальную технику с остеклением, прошедшим буквально через твои руки. Десять лет (2008–2018) я возглавлял данное испытательное подразделение. В конечном итоге пришел к выводу, что большое количество организационной работы, которую обязан проводить руководитель подразделения, не позволит мне в полной мере изучить различные аспекты работы в качестве инженера-испытателя. И с 2018 года я перевелся в инженеры первой категории испытательной станции и в настоящее время полностью занят процессом организации и проведения испытаний изделий конструкционной оптики. 

Отвечая на вопрос о продолжительности обучения, могу сказать, что я до сих пор учусь, так как постоянно приходится открывать все новые и новые стороны в процессе испытания изделий остекления. Ведь авиационная техника, наземный и водный транспорт постоянно совершенствуются.


− Какие знания и опыт нужны испытателю?

− Обязательно потребуются знания в области материаловедения (в частности, силикатное и органическое стекло, полимеры), электротехники, кинематики, деталей машин и, конечно, оптики (светопропускание, оптические искажения, фокусные расстояния и т.д.). Потребуется опыт работы с электрическими установками, например с климатическими камерами, сосудами под давлением, грузоподъемными механизмами. Также в процессе работы необходимо будет получить допуск к работе со сведениями, составляющими государственную тайну.

− Какие навыки и умения в профессии самые важные?

− У вас в подчинении будет целый коллектив слесарей-испытателей и слесарей-ремонтников, которые непосредственно проводят испытания изделий либо ремонт и наладку испытательного оборудования согласно нормативной документации, которую вы же до них и обязаны будете донести. Поэтому считаю, что основное умение – это умение работать с людьми.

photo_2021-06-03_13-20-55.jpg


− С каким оборудованием вам приходится работать? Как проходит работа испытателя?

− Испытательное оборудование можно разделить на две большие группы: универсальное и специальное. К универсальному оборудованию относятся различные климатические камеры (камеры холода-тепла-влаги) для имитации условий окружающей среды, фотометры, оптические скамьи, тепловизоры. Специальное испытательное оборудование изготавливается под конкретный вид испытания определенного изделия, например стенд герметичности, установки для создания перепада температур и давления. 

Ярким представителем специального оборудования является пневматическая метательная установка ПУ-132 для испытания изделий остекления на прочность при соударении с летящими на предельной скорости предметами. Авиационное остекление тестируется с помощью тушки птицы, остекление железнодорожного транспорта – с помощью стеклянной бутылки. Диапазон реализуемых скоростей соударения − от 100 до 900 км/ч при массе «снаряда» от 20 г до 2 кг. 

В общих чертах работа испытателя проходит следующим образом. Из цеха – изготовителя остекления поступает предъявление на испытание конкретного изделия. В данном предъявлении будет указано, какие виды испытаний необходимо провести и на основании какой нормативной документации данные испытания будут проходить. Представитель отдела технического контроля (ОТК) производит приемку продукции на испытания, и после этого начинается сам процесс. 

Инженеру-испытателю необходимо определить режимы проведения испытаний и довести их до сведения слесарей-испытателей. Также необходимо проконтролировать, чтобы все испытания проходили на аттестованном испытательном оборудовании и поверенными средствами измерения при соблюдении необходимых требований охраны труда. Основная обязанность испытателя – выдержать необходимые режимы испытаний изделия.

wide_pqucmenw2j55.jpg


− Как много специалистов вашей профессии в России?

− Честно говоря, никогда не задавался этим вопросом. Уж больно специфическая область деятельности.

− Как вы думаете, какие перспективы у профессии испытателя изделий остекления?

− Думаю, что пока летают самолеты, ездит наземный транспорт, плавают морские и речные суда, изделия остекления кабин и салонов будут производиться, силикатные или органические. А это значит, что и процесс испытания данных изделий не закончится никогда. Конечно, будут появляться новые виды испытательного оборудования и средств измерений, но базовый набор испытаний для изделий остекления останется неизменным.