Сделано в Ростехе: парашютная ткань

Сделано в Ростехе: парашютная ткань

Фото: Антон Тушин

Парашют во время использования испытывает большие нагрузки, а значит, и сделан он должен быть из максимально прочных материалов. Первые парашюты изготавливались из шелка, со временем производители перешли на синтетические материалы. Добиться одновременно прочности, легкости и низкой воздухопроницаемости парашютной ткани – эту задачу решают в специализированных НИИ в составе Госкорпорации Ростех.
 

Ткань, спасающая жизни

«Если у человека имеется палатка из накрахмаленного полотна, каждая сторона которой имеет двенадцать локтей в ширину и столько же в высоту, он может броситься с любой высоты, не подвергая себя при этом никакой опасности», − так описал Леонардо Да Винчи свое изобретение, которое позже будет названо парашютом. Неизвестно, применил ли великий ученый это ноу-хау на практике, но уже тогда он понимал, что обычная ткань для замедленного падения, спасающего жизнь, не подходит.

Действительно, уже с первых лет парашютного дела материал купола играл ключевую роль. И если конструкция парашюта с годами оставалась более-менее похожей, то выбор ткани для столь важных изделий с годами претерпевал изменения.

TUS_3570.jpg

До 1940-х годов купола парашютов изготавливались из натурального шелка: он отвечал базовым требованиям легкости и прочности. В 1950-е годы наступает эпоха тканей из синтетических нитей. Первыми применяются полиамидные нити, к которым относятся, например, всем известные капрон и нейлон.

В 1970-х годах на рынок выходят сверхпрочные арамидные волокна – одна из разновидностей полиамидов. Известной мировой маркой арамидов является кевлар, в Советском Союзе силами Всесоюзного научно-исследовательского института искусственных волокон были разработаны такие волокна, как вниивлон, терлон и другие. Появление арамидных полимеров произвело революцию в разработке специальных тканей, ведь арамидные волокна не уступают по прочности стали, при этом легче нее в несколько раз.

Сегодня для изготовления парашютных тканей чаще всего применяется полиамидное волокно, так как оно имеет высокую прочность на разрыв, высокую гидрофобность, то есть влагоотталкиваемость, стабильно в разных погодных и световых условиях и устойчиво к истиранию. Кроме парашютных тканей полимеры используются, например, в создании бронежилетов, шлемов и других средств защиты.

Непроницаемый барьер для воздуха

Создание современных парашютных систем – это комплексная работа инженеров-конструкторов, аэродинамиков, испытателей и других специалистов. За разработку новых парашютных тканей отвечают материаловеды. Существует даже такое понятие, как проектирование ткани, когда под различные узкоспециализированные задачи материал выбирается не из существующих артикулов, а создается специально по заданным параметрам прочности, воздухопроницаемости, в том числе с помощью компьютерных расчетов.

TUS_3564.jpg

Одним из самых важных показателей парашютной ткани считается ее воздухопроницаемость – способность материала пропускать определенное количество воздуха через ограниченный участок ткани за определенное время. Она влияет на коэффициент сопротивления парашюта и определяет условия раскрытия парашюта и величину аэродинамической нагрузки. Парашюты могут изготавливаться из комбинации тканей с различной воздухопроницаемостью.

Другими важными характеристиками парашютных тканей являются вязкоупругость, пластичность и устойчивость к свету и температурным режимам. Например, количество содержащейся в воздухе влаги может по-разному влиять на воздухопроницаемость различных тканей. Поэтому при выборе ткани необходимо учитывать особенности эксплуатации парашютов – для персонального спортивного парашюта и для тормозного авиационного купола материалы должны отличаться.
 

Парашюты из текстильной столицы России

В городе Иваново, известном своими ткацкими традициями, сегодня под руководством Ростеха работает целый парашютный кластер − сразу несколько профильных предприятий разрабатывают и изготавливают все типы парашютных систем.

Современные парашютные системы многообразны. Они используются для военных целей, в космической области, в спорте, в системах торможения и амортизации, для десантирования техники и крупных грузов в труднодоступных районах. И для каждого типа парашютов нужны свои ткани.

TUS_3589.jpg

Чтобы обеспечить российское парашютостроение отечественными материалами, в Иванове на базе Научно-исследовательского института текстильных материалов (НИИТМ) стартовало собственное отделочное производство парашютных тканей. Именно на отделочном производстве ткани получают необходимые свойства. Здесь проводятся такие сложные процессы, как промывка, отварка, термостабилизация, крашение, каландрирование, нанесение различных пропиток в зависимости от назначения парашютной системы.

Производственные мощности НИИТМ позволяют выпускать более 4 млн погонных метров ткани в год, что закрывает все потребности парашютного дивизиона Ростеха. Планируется расширение производства, а это новые рабочие места для города. Кроме тканей НИИТМ выпускает нити, ленты, шнуры – всего более 400 наименований продукции.