Скорая помощь в небе: как работают вертолеты санавиации

Скорая помощь в небе: как работают вертолеты санавиации

Фото: Антон Тушин

Вертолеты Ростеха помогают медикам оказывать экстренную помощь и перевозить пациентов в тех случаях, когда не справляется обычная скорая на колесах. Холдинг «Вертолеты России» поставляет машины для медицинской эвакуации как в региональные службы, так и в интересах единого оператора, созданного при участии Ростеха, – Национальной службы санитарной авиации (НССА).

За прошлый год бортами НССА было эвакуировано почти 3 тыс. россиян. В этом году интенсивность полетов выросла вдвое. Спасти еще больше жизней удается в том числе и благодаря расширению авиапарка: в июле Ростех начал поставки НССА крупной партии вертолетов Ми-8 и «Ансат». О развитии Национальной службы санитарной авиации и ее новых «винтокрылых санитарах» – в нашем материале.
 

Медицина высокого полета

Вертолет с красным крестом, распугивая птиц, взлетает с площадки небольшого городка в Ленинградской области. Задача санитарной авиации – доставить пожилого пациента с подозрением на послеоперационное кровотечение из местной лечебницы в Санкт-Петербург. На автомобиле дорога до областной больницы с учетом пробок может занять больше двух часов. А по небу – всего полчаса. Для больного, кроме скорости, важен еще и комфорт: в его состоянии тряска на пригородных дорогах может быть весьма опасна.

Спустя полчаса винтокрылая неотложка уже приземляется на специальной площадке у областной больницы. Рядом их ждет карета скорой, куда бережно перегружаются носилки с пациентом. Экипаж санвертолета − анестезиолог−реаниматолог и фельдшер – передает больного из рук в руки в отделение реанимации, где все уже готово к приему.

spb.jpeg
Фото: НССА

Вертолет возвращается на базу Национальной службы санитарной авиации в районе аэропорта Пулково. Сейчас у техников есть время заправить машину, а у медиков – немного отдохнуть. Но так бывает не всегда: вызовы могут поступать один за другим, и тогда вся бригада освобождается только к ночи, передавая смену коллегам.

Для Национальной службы санавиации подобные полеты в любое время суток без выходных и праздников – будничная задача. Ежедневно по всей стране совершаются десятки вылетов, которые спасают тысячи человеческих жизней в год.

Для пациентов доставка по воздуху обходится бесплатно, полеты оплачиваются из государственного бюджета. Кроме повседневных задач вертолеты НССА задействуются и в случаях чрезвычайных ситуаций и катастроф. Особенно актуальной стала работа службы во время пандемии коронавируса, когда вырос поток пациентов с острой пневмонией.

По правилу «золотого часа»

Санитарная авиация в России появилась в 1930-е годы с подачи Красного Креста, переживала подъем в 1960-е вместе с первыми вертолетами и снижала обороты в 1990-е. Долгое время полеты в медицинских целях находились в управлении субъектов РФ, каждый из которых решал задачу своими силами.

Но с 2016 года ситуация начала стабилизироваться: в рамках поручения президента России был утвержден проект по экстренной медицинской помощи в труднодоступных регионах страны, из бюджета были выделены необходимые средства. Для более эффективной работы по инициативе Ростеха при участии Минздрава и Минпромторга России в 2017 году был создан единый оператор – Национальная служба санитарной авиации (НССА).

TUS_5572.jpg
Фото: Антон Тушин

Согласно распоряжению Правительства РФ, НССА является единственным исполнителем авиационных работ по оказанию медицинской помощи на территории страны. С 2019 года ее вертолеты несут круглосуточное дежурство в регионах России. Там, где у НССА пока нет своих машин, служба нанимает вертолеты по субподряду. При этом НССА задает стандарт и контролирует исполнение. По словам генерального директора Александра Мацука, к 2024 году планируется поставить собственные машины во всех регионах.

Глобальная задача НССА – возрождение системы санитарной авиации в стране, но, конечно, самым важным результатом является количество спасенных жизней. Вертолеты службы ежедневно вылетают в отдаленные уголки России, в труднодоступные районы, работают в больших городах, где из-за пробок автомобильная скорая помощь часто не оправдывает свое название.

TUS_6557.jpg
Фото: Антон Тушин

Особенно возрастает роль санитарных вертолетов в тех случаях, когда счет идет на минуты. Правило «золотого часа» гласит, что выживаемость наиболее вероятна, а риск осложнений, соответственно, меньше, если медицинская помощь оказывается в первый час после обращения. Чаще других на бортах санавиации оказываются пациенты с инсультами, инфарктами, тяжелыми травмами, пострадавшие в ДТП, беременные женщины с патологиями, дети и новорожденные.

В 2020 году служба совершила 2,5 тыс. вылетов и спасла 2939 жизней, а в текущем году аналогичных цифр удалось достигнуть уже в первом полугодии. НССА выполняет полеты в Сахалинской, Новосибирской, Свердловской, Воронежской, Новгородской, Ленинградской, Тверской, Самарской, Астраханской, Курской и Рязанской областях, Республиках Бурятия и Калмыкия, Республике Дагестан и Чеченской Республике, Ставропольском, Камчатском и Приморском краях, Чукотском автономном округе и других регионах. 
  

Для специальных задач – специальные машины

Одна из основных проблем, с которой сегодня сталкивается санавиация, – это отсутствие инфраструктуры. По подсчетам НССА, для того чтобы медицинские вертолеты могли свободно доставлять пострадавших в больницы, стране необходимо около 2 тысяч вертолетных площадок. До этой цифры еще пока далеко, но работа ведется, в том числе силами Вертолетной сервисной компании, входящей в холдинг «Вертолеты России» Ростеха. Пока же вертолеты НССА в основном базируются в пригородных аэропортах. На логистику тратится много времени, от которого в данном случае напрямую зависят чьи-то жизни.

В собственном авиапарке НССА – вертолеты двух моделей, оборудованные под задачи санавиации: средние Ми-8 (модификации АМТ или МТВ-1) и легкий «Ансат».

62362135_690405104729947_7892275166888067072_n.jpg
«Ансат». Фото: НССА

Вертолеты оснащены всем необходимым, чтобы поддерживать жизнь и даже проводить некоторые манипуляции уже на борту. Все приборы приспособлены для работы в воздухе в условиях движения. Некоторые модели оснащаются специальным модулем с системой жизнеобеспечения для транспортировки новорожденных. Кроме самих вертолетов, Ростех отвечает и за оборудование – основная медтехника на борту произведена предприятиями Корпорации.

«Ансат» применяется большей частью в городах и на равнинной местности для полетов «короткого плеча». Он может брать на борт одного лежачего пациента и двух медработников. В кабине вертолета имеется аппарат искусственной вентиляции легких, система мониторинга и дефибрилляции, аспиратор – все то, что позволяет оказывать медицинскую помощь в полевых условиях даже самым тяжелым больным.

Быстрый и маневренный «Ансат» может совершать посадку на площадки, подобранные с воздуха, в непосредственной близости от места происшествия. Пилоты НССА с одинаково ювелирной точностью приземляются на полотно дороги, лесные опушки и даже дачные участки.

TUS_6490.jpg
Ми-8АМТ. Фото: Антон Тушин

Для больших регионов с отдаленными районами в труднодоступных зонах и сложными природными условиями, где часто необходима экстренная помощь на месте, используется Ми-8 – один из самых массовых, а значит, и самых надежных вертолетов в мире.

За один раз «восьмерка» при наличии дополнительных медицинских модулей может взять до четырех тяжелых лежачих больных и до двадцати легких и в кратчайшие сроки доставить их на большие расстояния. Ми-8 трудятся преимущественно на Дальнем Востоке, в Сибири, в Арктической зоне.

Работает Ми-8 и в горных районах. Например, в прошлом году врачи спасли жизнь новорожденного с пороком сердца, появившегося на свет в горном ауле Дагестана. Команда на Ми-8 поднялась в горы и доставила ребенка с мамой в Махачкалу для операции, без которой он не протянул бы и двух суток.

Ростех передал второй вертолет Ми-8МТВ-1 для НССА
Ми-8МТВ-1. Фото: Виктор Молодцов

На старте проекта в НССА состояли четыре вертолета Ми-8АМТ и четыре «Ансата». В июле этого года началось долгожданное пополнение – службе был передан первый из 66 вертолетов следующей партии, которая полностью перекочует под крыло НССА до конца 2022 года. Благодаря новым машинам география программы расширится практически на всю страну. За прошедшее время по новому контракту служба уже получила пять «Ансатов» и четыре Ми-8МТВ-1, таким образом увеличив авиапарк до 17 машин.