Винтокрылые премьеры HeliRussia

Фото: Рособоронэкспорт

Этой весной Москва принимает юбилейную, пятнадцатую, выставку вертолетной индустрии HeliRussia, которая является крупнейшим отраслевым событием Европы и Северной Азии. Мероприятие проходит с 19 по 21 мая традиционно в выставочном центре «Крокус Экспо».

Ежегодно HeliRussia собирает ведущие вертолетостроительные предприятия, демонстрирует новые и перспективные разработки, интересные проекты и концепции. Рассказываем о самых ярких премьерах Ростеха на выставке HeliRussia за последние годы.

«Ансат»: разнообразие функций

Росавиация сертифицировала электронную документацию на «Ансат»Фото: Антон Тушин

Многофункциональный легкий вертолет «Ансат», дебют которого на HeliRussia состоялся в 2014 году, много раз становился героем выставки. Например, в 2019 году здесь была впервые продемонстрирована противопожарная конфигурация машины. Ключевая особенность этой модели – устройство забора воды. Обычно на пожарных вертолетах применяются громоздкие конструкции, для которых нужен большой водоем. В случае с «Ансатом» можно использовать практически любой водоем, так как вода закачивается на борт с помощью шланга. На закачку 900 литров воды уходит около минуты, а тушение огня осуществляется залповым методом.

В 2020 году на выставке была презентована пассажирская версия «Ансата». За счет модернизации увеличилась дальность полета, улучшены противообледенительная система и БРЭО. Все это позволяет применять вертолет даже в северных регионах. В пассажирском варианте «Ансат» может перевозить 7 человек. Энергопоглощающие кресла и снижение уровня вибрации в салоне обеспечивают комфорт во время полета.

В 2022 году гости и участники HeliRussia смогут увидеть вертолеты «Ансат» в санитарной и бизнес-версии. Медицинские «Ансаты» уже несут службу, спасая жизни во многих регионах страны в составе Национальной службы санитарной авиации. А вертолет «Ансат Aurus», дизайн которого выполнен в стиле автомобилей премиум-класса, используется для деловых перелетов на официальных мероприятиях. Производятся «Ансаты» на Казанском вертолетном заводе.
 

Ми-171А2: продолжение легенды

14ed5b7dd7a11eab27264e7686a5cf8b.jpg


На HeliRussia-2018 был продемонстрирован первый серийный вертолет Ми-171А2, который прямо с выставки отправился к заказчику. Это самая современная модификация машин семейства Ми-8/17 – мирового лидера в категории средних многоцелевых вертолетов. В процессе создания новой «восьмерки» были обновлены двигатель, несущая система с трансмиссией и электроника вертолета. Выпуском вертолета занимается Улан-Удэнский авиационный завод.

Ми-171А2 оснащается так называемой стеклянной кабиной, где аналоговые устройства заменены на цифровые ЖК-мониторы. В качестве силовой установки применяются два двигателя ВК-2500ПС-03 производства «ОДК-Климов». По показателям скорости Ми-171А2 обгоняет предыдущую модель на 10% (280 км/ч), а грузоподъемность возросла на 25% (4 тонны внутри кабины и 5 тонн на подвеске).

Машина может применяться для решения различных задач – перевозить пассажиров, в том числе VIP, грузы. Ми-171А2 легко справляется с ночными и высокогорными полетами, работает при низких и высоких температурах, а также при повышенной влажности.
 

БАС-200: дрон-почтальон

MVV_2491.jpg
Фото: Виктор Молодцов

В последние годы все большее внимание посетителей выставки привлекает беспилотная техника. На экспозиции 2022 года можно увидеть беспилотник вертолетного типа БАС-200, разработанный Национальным центром вертолетостроения «Миль и Камов» в составе Госкорпорации Ростех.

В отличие от распространенных БПЛА самолетного типа и мультикоптеров БАС-200, похожий на небольшой вертолет, обладает более высокой грузоподъемностью. Аппарат может поднимать грузы массой до 50 кг против 10 кг у обычного мультикоптера. Еще одним важным преимуществом является высокая автономность устройства: БАС-200 может находиться в воздухе до 4 часов, тогда как время автономной работы других моделей обычно не превышает одного часа. Скорость полета беспилотника – до 160 км/ч, высота – до 3900 м. Поддерживать связь с аппаратом с земли можно на расстоянии до 100 км.

Круг задач, в решении которых может быть задействован БАС-200, максимально широк. Это и мониторинг местности, и поисково-спасательные операции, и сельское хозяйство, и, конечно, доставка грузов. В ходе испытаний дрон уже был проверен в аэрогравиметрической съемке, с помощью которой находят месторождения полезных ископаемых. Кроме того, БАС-200 прошел успешное тестирование по доставке грузов Почты России в труднодоступных районах Чукотки.
 

ВК-2500ПС-02: новый двигатель для пожарных

02.jpg
Фото: ОДК

Вертолеты натурной экспозиции обычно вызывают самый большой интерес у гостей выставки, но специалисты знают, что самое важное кроется внутри машин. Турбовальный двигатель ВК-2500ПС-02, предназначенный для гражданского вертолета Ка-32, стал одной из премьер HeliRussia в 2019 году.

ВК-2500ПС-02 является частью целого семейства двигателей и дальнейшим развитием установки ВК-2500, которая, в свою очередь, продолжает серию ТВ3-117, созданную еще в 1970-е годы в ОКБ им. В.Я. Климова. Новый двигатель разработан и производится силами предприятия «ОДК-Климов», входящего в Объединенную двигателестроительную корпорацию Ростеха.

Двигатель устанавливается на модернизированный Ка-32А11М, считающийся одним из лучших пожарных вертолетов в мире. Благодаря новой силовой установке расширяются возможности по эксплуатации вертолета, в том числе при работе с внешней подвеской. ВК-2500ПС-02 позволяет использовать машину в условиях повышенной температуры и в горной местности, придает устойчивости при сильном боковом ветре.

Еще одним важным нюансом для будущих эксплуатантов обновленного Ка-32 является тот факт, что ресурсом двигателя можно управлять исходя из конкретных условий его применения. То есть при более щадящей работе промежутки между сервисным обслуживанием увеличиваются, а при высоких нагрузках можно рассчитывать на досрочный сервис.