90 лет на высоте

90 лет на высоте

Ил-76МД-90А. Фото: Армен Гаспарян

Российской военно-транспортной авиации исполнилось 90 лет. Именно 1 июня 1931 года в составе отечественных ВВС было сформировано подразделение, которое послужило прообразом Военно-транспортной авиации (ВТА). Всего за этот период летчики эксплуатировали более 50 типов машин, большую часть которых изготовили на предприятиях, входящих в настоящее время в Объединенную авиастроительную корпорацию. Сегодня предприятия корпорации продолжают разработку новых транспортных самолетов Ил-112В, а также производство новых «рабочих лошадок» военно-транспортной авиации – Ил-76МД-90А.

На первых порах в составе ВТА применялись гражданские и военные самолеты, перестроенные под грузовые задачи. В довоенные годы и Великую Отечественную войну благодаря самолетам-бомбардировщикам ДБ-3 и Ил-4 был получен большой опыт по доставке десанта и грузов. 

В послевоенное время проектируются первые специализированные самолеты для военно-транспортной авиации: Ил-12, Ил-14, машины КБ Антонова. Основной задачей новых моделей было грузовое сопровождение войск, но с их помощью также проводилась, например, доставка грузов на дрейфующие арктические станции. И сегодня ВТА участвует в различных миссиях, в том числе и гуманитарного характера. Например, в 2020 году российские транспортники в рамках борьбы с коронавирусом доставляли медицинское оборудование в Италию, США и Сербию.  


Пятьдесят лет назад, в 1971 году, впервые поднялся в небо самый распространенный на сегодняшний день отечественный транспортник – Ил-76. Эта машина создавалась под руководством выдающегося авиаконструктора Генриха Новожилова. «Семьдесят шестой» обладал внушительным грузовым отсеком, мог взлетать с грунтовых полос. Эта машина на долгие годы стала флагманом военного транспорта, и до сих пор ее модификации стоят на службе ВТА. 

Новейшая версия тяжелого транспортника − Ил-76МД-90А. Его серийное производство ведется на ульяновском предприятии «Авиастар-СП», входящем в Объединенную авиастроительную корпорацию Ростеха. Воздушное судно строится полностью из российских комплектующих и способно перевозить до 60 тонн груза на расстояние до  4 тыс. км.

Серийный Ил-76МД-90А после покраски передан на испытанияИл-76МД-90А. Фото: Объединенная авиастроительная корпорация

В Ульяновске для сборки Ил-76МД-90А впервые в России при создании транспортных самолетов применяется современная поточная линия с использованием цифровых технологий. Недавно первый «семьдесят шестой», собранный на новой линии, был передан на испытания. Модернизация предприятия позволила снизить трудоемкость сборки самолета на 38%.

К легким транспортным самолетам относится Ил-112В, который в настоящее время проходит летные испытания на воронежском предприятии ВАСО. Самолет призван заменить устаревший «грузовик» Ан-26. Ил-112В может транспортировать до 5 т груза, применяться в тяжелых климатических условиях, использоваться на грунтовых аэродромах.

Военно-транспортный самолет Ил-112В совершил второй испытательный полет
Ил-112В. Фото: Объединенная авиастроительная корпорация

Сейчас ВАСО готовится к серийному производству Ил-112В. Чтобы удовлетворить потребности Министерства обороны, воронежский завод планирует выйти на мощность до 12 самолетов в год. Ил-112В также собирается полностью из российских комплектующих, многие из которых созданы на предприятиях Ростеха. В настоящее время два новых самолета находятся в производстве. 

Министерством обороны реализуется программа переоснащения ВТА: ремонтируется существующий парк, принимаются новые машины. Впервые за новейшую историю Военно-транспортной авиации России доля исправного самолетного парка в 2019 году достигла 90%. Создаются современные модели, ведется работа по созданию полной линейки отечественных транспортных самолетов, конкурентоспособных на мировом рынке.

Автор: Александр Макеев