Аэропорт – сложнейший организм, в котором жизнь течет и днем, и ночью. Эту жизнь обеспечивает большое количество служб и оборудования. Предприятия Ростеха производят востребованные не только в России системы и устройства для обеспечения взлета и посадки, мониторинга территории и всех объектов инфраструктуры, системы безопасности и другую технику для аэропортов.
Инструменты для мягкой посадки
Одна из важнейших составляющих любого аэропорта – аэронавигация. От того, какое оборудование радиолокации и навигации используется, зависит, как пройдет весь полет. В России более половины радиотехнического оборудования аэродромов изготовлено челябинским радиозаводом «Полет» холдинга «Росэлектроника» Госкорпорации Ростех. Системы посадки и аэродромные обзорные локаторы производства предприятия работают в ведущих аэропортах страны – Шереметьево, Домодедово и десятках других.
В радиолокационную систему посадки «Полета» входит диспетчерский, или обзорный, аэродромный радиолокатор (ОРЛ) и посадочный радиолокатор (ПРЛ). Обзорный радиолокатор собирает информацию о воздушной обстановке в зоне аэропорта и передает ее в систему управления воздушным движением. Мощные устройства могут «видеть» достаточно далеко. Например, радиолокатор АОРЛ-1АС, выпускаемый в Челябинске, способен обнаруживать воздушные суда на расстоянии до 400 км.
АОРЛ-1АС
Посадочный радиолокатор отвечает за финальную стадию – предпосадочные маневры и саму посадку. Грубо говоря, он следит, чтобы самолет не отклонялся от заданной траектории снижения, так называемой глиссады. Посадочный радиолокатор ПРЛ-2СТ производства радиозавода «Полет» может отслеживать летательные аппараты на расстоянии до 40 км.
На земле используются радиомаячные системы посадки, которые посылают самолетам сигналы для ориентации во время приземления. В состав такой системы входят курсовой и глиссадный радиомаяки. А дополняют ее специальные маркерные маяки, которые устанавливаются в разных частях взлетно-посадочной полосы. Челябинский радиозавод «Полет» одним из первых в стране начал производить навигационное оборудование, и сегодня оно применяется в десятках аэропортов России и других государств.
Большие глаза аэропорта
Еще одна, сравнительно новая, разработка «Полета», напрямую влияющая на безопасность работы авиации, – это интеллектуальная система мониторинга инфраструктуры аэропорта. Аэропорт – это огромная система с большим количеством участников и разнообразных процессов, сложнейшей техникой и высоким уровнем опасности. Система «Полета» обеспечивает всесторонний контроль за территорией, всеми объектами и их перемещениями, ведет наблюдение охраняемого периметра аэропорта и соседних участков.
Кроме радиолокаторов в состав комплекса входят видеокамеры, серверы обработки данных и специализированное программное обеспечение с применением нейронных сетей. Радиолокаторы обнаруживают подвижные объекты и автоматически передают команды наведения видеокамерам, следящим за передвижением целей в видимом и инфракрасном диапазонах. Важно отметить, что система настроена таким образом, что она не мешает работе средств обеспечения полетов, о которых мы говорили выше.
Кроме собственно наблюдения система может анализировать информацию, то есть определять тип объектов, фиксировать нарушения правил и безопасности. Всего же аппаратура может одновременно распознавать и сопровождать до 30 объектов в зоне обзора. Встроенный в систему искусственный интеллект может прогнозировать ситуации и помогает операторам и другим должностным лицам в принятии решений.
Осторожно, птицы!
По данным Международной организации гражданской авиации, ежегодно в мире происходит более 5 тысяч столкновений воздушных судов с птицами. Большая часть из них заканчивается благополучно, но в истории авиации есть и трагические случаи. И чаще всего такие опасные встречи случаются во время взлета и посадки, поэтому максимально освободить территорию от птиц – одна из важных задач аэропортных служб.
Важной составляющей авиационной орнитологии является изучение и анализ поведения птиц. В прошлом году НИИ «Вектор» холдинга «Росэлектроника» предложил комплексное решение – систему орнитологической безопасности полетов для аэропортов Orni, включающую как систему наблюдения, так и отпугивающие устройства.
В состав Orni входят от одного до четырех радиолокаторов, которые могут одновременно отслеживать полеты до ста птиц на расстоянии до 20 км, определять направление, высоту и скорость их движения. Все данные в автоматическом режиме сохраняются и передаются в другие службы аэропорта. Также Orni включает подсистему сопряжения с биоакустическими излучателями и другими устройствами, предназначенными для отпугивания птиц в опасных зонах. Система уже прошла проверку в санкт-петербургском аэропорту Пулково, доказав свою эффективность.
Доверяй, но проверяй
Все, кто летал на самолетах за последние 30-40 лет, обязательно проходили через арку металлодетектора и отправляли свой багаж на проверку в интроскоп. Эти устройства сделали работы аэропортов безопаснее и значительно снизили количество угонов самолетов.
Производители выпускают модели различных типов этих устройств в зависимости от их предназначения. Например, арочный металлодетектор МТД-КА концерна «Автоматика» способен выявить даже скрепку, не говоря уже про большие металлические предметы. В числе его преимуществ – ударопрочность, работа в диапазоне температур от –20 до +45 °C, наличие интеллектуальных счетчиков пассажиропотока, безопасность для беременных женщин и людей с кардиостимуляторами.
Пожалуй, самым важным отличием МТД-КА является широкий диапазон регулировки чувствительности – от 0 до 999 уровня. Это значит, что на максимальном уровне металлодетектор действительно может найти даже скрепку, а на минимальном – обнаружить большие металлические предметы, не обращая внимания на пряжки ремня или монетки в кармане. Металлодетекторы «Автоматики» сертифицированы по требованиям транспортной безопасности в соответствии с Постановлением Правительства РФ №969. Они обеспечивали безопасность чемпионата мира по футболу FIFA 2018 и единых дней голосования
Интроскоп позволяет заглянуть внутрь багажа путешественников, не открывая его. Работает это устройство на основе всем привычной рентгенографии: лучи проходят сквозь вещи, часть излучения теряется в зависимости от материала предметов, и на экране выводится изображение содержимого багажа. Таким образом можно обнаружить наркотики, взрывчатку, оружие. Московский завод «Сапфир» холдинга «Швабе» выпускает серию интроскопов «Сапфир-ИР». Устройства полностью безопасны для сотрудников аэропорта и пассажиров, изготавливаются по лицензии Роспотребнадзора на работу с источниками ионизирующего излучения и имеют сертификат соответствия, а их программное обеспечение включено в Единый реестр российского ПО Минцифры России.