Самолеты-радары: сверху видно всё

Самолеты-радары: сверху видно всё

Фото: Oleg V. Belyakov / wikimedia.org

45 лет назад, 19 декабря 1978 года, состоялся первый полет А-50 − самолета дальнего радиолокационного обнаружения и управления. Характеристики машины, созданной ОКБ Бериева и НПО «Вега», входящими сегодня в Госкорпорацию Ростех, впечатляют до сих пор: дальность обнаружения воздушных целей могла достигать 500 и более километров, а количество сопровождаемых целей доходило до 60.

Сегодня в войска поступают модернизированные машины А-50У с новым техническим оснащением, и уже на подлете самолет А-100 – следующее поколение воздушных ДРЛО.

Рассказываем о создании «летающих радаров» и их современном применении.

Обнаружить и навести

Авиационные комплексы дальнего радиолокационного обнаружения и управления (ДРЛОиУ) зачастую называют «летающими радарами» или даже «летающими штабами». Они представляют собой мощную электронную систему наблюдения и управления, размещенную на борту воздушного судна. Их главная задача – обнаружение на большой дальности летательных аппаратов противника, наведение на них истребителей-перехватчиков, а также передача информации на наземные командные пункты.

Первой ласточкой в области дальнего радиолокационного обнаружения в авиации СССР стал самолет Ту-126, созданный на базе пассажирского лайнера Ту-114 и принятый на вооружение в 1965 году. Тогда было решено дополнить наземные системы ПВО самолетом-локатором, который можно было быстро перебрасывать на нужные участки.

tu126-1.jpg
Ту-126

На борту новой «тушки» стояла передовая по тем временам радиотехническая система «Лиана», разработкой которой занимался московский НИИ-17, будущее НПО «Вега» (главный конструктор В.П. Иванов). «Лиана» успешно обнаруживала воздушные цели на дальностях от 100 до 350 км и морские цели – до 400 км, а также передавала информацию на командные пункты на расстояние до 2 тыс. км от самолета. Главной отличительной чертой Ту-126 стала антенна «Лианы», похожая на гриб, возвышающийся над фюзеляжем. Управляли самолетом два экипажа: летный – из шести человек и две смены радиотехнического экипажа, также по шесть человек каждая.

Авиационный комплекс ДРЛО отличался возможностью быстрого развертывания на угрожающих направлениях и значительно большей дальностью обнаружения целей по сравнению с наземными системами. Особенно ценным новое решение было для укрепления северных границ, где развертывание наземных служб ПВО сопровождалось огромными затратами и временными издержками.

Против низколетящих целей

В последней четверти XX века ударная авиация ведущих военных держав начала применять новую тактику преодоления зон ПВО – полет на малой высоте, практически незаметный для радиолокационных систем. Для обнаружения таких низколетящих ракет и самолетов нужен был новый авиационный комплекс ДРЛО, так как Ту-126 уже не справлялся с актуальными задачами и не мог соперничать с новейшим американским самолетом ДРЛО Е-3А.

За работу берется таганрогское авиационное ОКБ, будущий ТАНТК им. Г.М. Бериева, под руководством А.К. Константинова. В этот раз в качестве базы был выбран проверенный транспортник Ил-76, что сокращало сроки создания нового самолета ДРЛО и упрощало его дальнейшее обслуживание ввиду высокого уровня унификации. За новый радиотехнический комплекс «Шмель» снова отвечало НПО «Вега», для которого работа над самолетами ДРЛО стала ключевым направлением.

MoscowVictoryDayParade2020_A-50_010_010_3421.jpg
А-50. Фото: Ludvig14 / wikimedia.org

Комплекс, установленный на самолет А-50, получил впечатляющие характеристики: дальность обнаружения низколетящих воздушных целей составила 200–400 км, летящих на обычной высоте – 300-600 км, а количество сопровождаемых объектов могло достигать 60. Наводить на цели «летающий радар» мог до 12 истребителей одновременно. Первый полет А-50 совершил 19 декабря 1978 года. Боевую службу в небе А-50 начал еще до официального принятия на вооружение в 1989 году.

Крылатые радары обновляются

В 2000-е годы возникла необходимость обновить основной самолет ДРЛО, и уже с 2011 года в войска стали поступать усовершенствованные А-50 с литерой «У». Модернизация, проведенная специалистами концерна «Вега», позволила значительно усовершенствовать систему. А-50У способен сопровождать больше целей, обладает расширенной дальностью обнаружения, а также может работать в автономном режиме, самостоятельно передавая команды истребителям.

Beriev_A-50_at_Vorkuta_Sovetsky_Air_Base,_July_2015.jpg
А-50У. Фото: Alexey Reznichenko / wikimedia.org

В самолете используется новая электроника повышенной производительности, более совершенные алгоритмы функционирования и сквозная цифровая обработка сигналов. Экипаж также получил улучшенные условия: информация о работе систем отображается на современных ЖК-дисплеях, добавлено бытовое оборудование и комнаты отдыха.

Самолеты А-50У продолжают поступать в войска, в частности в зоне проведения специальной военной операции они позволяют оперативно обнаруживать воздушные цели противника и эффективно противодействовать им силами авиации и ПВО. В связке с современными комплексами ЗРК и истребителями самолеты А-50У показывают отличные боевые результаты.

9f48d2696a745a1797f0ffd3d0022e61.jpg
А-100 «Премьер»

Параллельно с модернизацией А-50 ведутся работы по созданию нового авиационного комплекса ДРЛОиУ − А-100 «Премьер», испытания которого начались в 2019 году. Главным разработчиком этого передового воздушного наблюдательного пункта также является концерн «Вега» в составе холдинга «Росэлектроника» Ростеха. Позиционируемый как «летающий радар» нового поколения, А-100 предназначен заменить предыдущие комплексы, существенно превосходя их возможности.

Новый самолет ДРЛОиУ оснащен полностью цифровым навигационным комплексом, цифровой системой управления со «стеклянной» кабиной, а также активной фазированной решеткой. Основой для А-100 стал самолет Ил-76МД-90А, оборудованный новыми малошумными и мощными двигателями ПС-90А-76. Разработчики подчеркивают, что всего несколько стран в мире способны создавать подобную авиатехнику.